Среда, 27.11.2024, 18:44

_______

Меню сайта
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы старшего воспитателя

Искусство похвалы

Значение поощрения и похвалы:

Поощрение, похвала – один из способов воздействия на ребенка наряду с наказанием. При этом поощрение – более действенный инструмент. И наказания, и поощрения призваны выработать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Ребенок еще не может отделить отношение к себе от отношения к своим конкретным действиям, и если взрослые часто ругают его, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс неполноценности, неуверенность в себе, и как следствие, озлобленность, агрессивность и недоверие к окружающим.

Поэтому важно, чтобы взрослый всегда поощрял действия и поступки ребенка, которые являются правильными и успешными.

Обучение, основанное на поощрении, является более успешным. Лучший способ научить ребенка чему-то, привить ему интерес какому-то занятию – это поощрение его успехов, похвала.

В ситуации поощрения на ребенка действуют разные по своему знаку (как положительные, так и отрицательные) побуждения: с одной стороны, ребенок не хочет выполнять требуемое взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение. Например, прежде чем отправиться смотреть  мультфильмы, ребенку необходимо убрать на место игрушки. Т.о. взрослый вынуждает ребенка сделать то, что тот делать не хочет. При этом ребенок не хочет выйти из ситуации «надо – не хочу», поскольку основное его желание заключается в том, чтобы получить обещанное взрослым поощрение. Получается, что ребенок может делать что захочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Помните, что ребенок выполняет требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования. Например, отец соглашается взять с собой сына на стадион на хоккейный матч, если тот съест весь обед, включая и не очень любимое блюдо ребенка. Если мальчик очень хочет отправиться на хоккейный турнир, он не раздумывая съест все предложенные ему на обед блюда.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.

Формы поощрения:

Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: от материальной награды до словесной похвалы. Это может быть незапланированная покупка игрушек, одежды, аксессуаров, сладостей, деликатесов; прогулка, поездка за город, в зоопарк, в парк аттракционов, поход в театр или цирк, дополнительное общение с друзьями и многое другое.

Избегайте поощрения в виде денег. Деньги – это вознаграждение за общественно полезный труд.

Важно помнить, что вербальное, словесное подкрепление, исходящее от взрослого, является для маленьких детей более сильным, чем материальное, т.к. они очень чувствительны к тому, как взрослый их оценивает.

Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения потребностей.

То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

Правила эффективной похвалы:

*      не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут или успешно выполнили ваше задание, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…», «Это здорово, что ты…». Выражая похвалу, отмечайте свое эмоциональное состояние по поводу поступка ребенка: «Мне понравилось…», «Ты меня порадовал тем, что…», «Я и не ожидала, что ты…»

*      чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением». Не злоупотребляйте поощрением и похвалой: она может потерять ценность для ребенка

*      самое важное в похвале – оценить усилия ребенка, его дела и поступки, а не хвалить его самого и его личность, характер. Лестные слова дадут понять ребенку, что он поступил хорошо, но это вовсе не означает, что он идеален. Например, ребенок самостоятельно убрал на место все игрушки перед сном. Вместо слов: «Молодец! Какой ты хороший и аккуратный!» нужно сказать: «Спасибо, что помог убрать игрушки. Как ты быстро и аккуратно все сделал! Как красиво расставил машинки на полочке! Ты меня порадовал! Теперь у нас в комнате чисто и уютно и игрушки будут сладко спать ночью».

Навешивая ярлыки «умный, послушный, терпеливый, аккуратный» и т.п., мы формируем у ребенка представление, что его ценят только за эти качества. С другой стороны, ребенок может быть обеспокоен, что если он не будет соответствовать этим ярлыкам, то потеряет расположение взрослых. Лучше благодарить ребенка за конкретную помощь: «Спасибо, с твоей помощью я быстрее управилась», а не давать общую оценку: «Ты такой помощник!» Подобный подход оставляет ребенку свободу и возможность не чувствовать себя помощником все время.

Т.о., похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т.п. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о самом себе. Например: похвала «Спасибо за то, что вымыл тарелки. Теперь они просто блестят!»; возможный вывод ребенка: «Я хорошо поработал, и мою работу оценили»

*      поощрять следует только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно, заслуживают похвалы. (Правильно сложил пирамидку, сам убрал игрушки, застегнул сандалии, съел суп, сложил картинку и т.п.) И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!». Если же совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности. При этом важна поддержка и одобрение взрослыми  любых, даже самых незначительных успехов. Главной точкой отсчета должно быть собственное достижение малыша, а не достижения сверстников, особенно более успешных

*      похвала должна отражать реальную картину поступка ребенка. Не выходите за рамки разумного! Реакция ребенка на преувеличенную похвалу обычно такова: «Если они думают, что я такой умный, хоть и сделал какую-то малость, значит сами-то они глупы!» Хвалите только важные поступки детей!

*      избегайте слово «хороший» в отношении детского поведения - оно мало информативно для ребенка; ребенку непонятно что значит быть «хорошим»? Ребенку нужно догадаться, что от него требуется. А это долгая детективная работа. Попробуйте сказать взрослому: «Если будешь вести себя хорошо, я вымою чашки после кофе». Ваш собеседник, вероятно, изумится и спросит: «Что значит хорошо?» Гораздо лучше точно определить, чего вы хотите, дать информацию, которая будет однозначно понятна. Не говорите: «Вот хорошая девочка!» - лучше скажите: «Спасибо, что помогла убраться» или «Съела все? Вот молодец!» Слова «Ты молодец, что помог подружке застегнуть сандалии» раскрывают реальную картину, за что похвалили. Такая похвала нагляднее и понятнее.

*      никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Часто поощрения могут сделать менее привлекательными для ребенка даже самые интересные занятия, отрицательно повлиять на внутреннюю мотивацию деятельности: ребенок будет стремиться выполнить требование взрослого лишь настолько, чтобы результата хватило для получения обещанного поощрения, при этом не заботясь о качестве выполнения деятельности и полученного результата. Да и саму деятельность ребенок может в определенный момент начать выполнять только в случае получения поощрения.  Он как бы переключается на добывание привлекательных «трофеев». Так, стимулирование родителями интереса ребенка к определенным занятиям (рисование, чтение, музыка, спорт) подарками и наградами может привести к обратному результату, когда внутренние мотивы (научиться чему-то, совершенствоваться в навыках) ослабевают и отходят на второй план ради внешнего – получить подарок, если ребенок потратил время на рисование (чтение, музыку, спорт и т.п.)

*      ребенок может принимать участие в вопросе выбора поощрения. Определяя выбор, он к тому же лучше запоминает, что может последовать за определенным поведением, и это повышает его ответственность. Главное – не доводить обсуждение до торга и шантажа

*      поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний

 

Как научить ребенка не бояться врача.

 

Психологические приемы по снижению ситуативной тревоги (элементы технологии И.С. Зиминой и В.И.Яковлевой)

Прием «Эмоциональное поглаживание»

«Поглаживание» - общий термин, который используется для обозначения физического контакта. Он может принимать самые разные формы: поглаживать ребенка, обнимать или похлопывать, а порой шутливо щипать. Обмен «поглаживаниями» определяет как единицу общения.

Прием «Отвлечение»

Ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за животными или удивить ребенка чем-то необычным.

Прием «Все вместе»

Он построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условиях помощи взрослому.

Прием «Расклад»

Суть его в том, что педагог должен знать и положительные, и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных.

Прием «Гордость»

Он основан частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности.

Прием «День прошел»

Это мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось, как положительно отличился каждый ребенок.

«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»  методика А.Остроуховой.

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов  адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает  с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Оценка ответов проводиться следующим образом:

Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели

(поведенческие реакции +12… +8).

Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель

(поведенческие реакции +7… 0).

Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель

(поведенческие реакции -1… -7).

Уровень дезадаптации – более 5 недель

(поведенческие реакции -8… -12).

«Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» методика  Ю.В.Микляевой.

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей.

Показатели:

Оцениваются умения:

  • Поздороваться;
  • Обратиться;
  • Привлечь внимание;
  • Побудить к действиям;
  • Передать информацию;
  • Поблагодарить;
  • Спросить;
  • Задать уточняющий вопрос;
  • Выразить несогласие;
  • Выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивается в 1 балл.

Невыполнение задания – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

10-7 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

3 и менее баллов – низкий уровень.


Десять заповедей эффективного родителя

Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества

Василий Сухомлинский

1.Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребёнка свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдёт.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми.Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Ребёнок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребёнка любым - не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.
 
Что должны знать родители о Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования

Мы уже знаем, что введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

          Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

         Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

         Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

         Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

         При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

         Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

         В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

 Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

         Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

         Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

         Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

          Если говорить о  содержании дошкольного образования, то необходимо отметить,  обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

          Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

         Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

         В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных

для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.).

Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

     Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

          Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

         Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.

         Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.

         Во-вторых, в приказе много положительного:

  • Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  • Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.       

 Старший воспитатель детского сада Комлева Р.П.